|
Получение фотографических изображений на керамических изделиях основано на свойствах некоторых клеевых веществ приобретать светочувствительность после обработки их солями хрома. Такими свойствами обладают гуммиарабик, декстрин, желатин и другие клеевые вещества. Под действием света они задубливаются и теряют клейкость. С негатива контактным или проекционным способом изготовляют диапозитив. Затем берут стеклянную пластинку, тщательно промывают водой и обезжиривают в растворе следующего состава:
В этом растворе пластинку выдерживают не менее часа, после чего тщательно промывают под сильной струей воды и сушат. Подготовленную таким образом пластинку обливают светочувствительной декстриновой эмульсией, состоящей из смеси двух растворов.
Раствор при неприрывном помешивании доводят до кипения, после чего снимают с огня.
Оба раствора смешивают, охлаждают до комнатной температуры и фильтруют. Подготовленное стекло берут за уголок и, держа горизонтально, наливают на его поверхность небольшое количество эмульсии. Наклоняя стекло в разные стороны, дают эмульсии растечься по всей поверхности, после чего избыток эмульсии сливают с угла пластинки. Стекло со слоем эмульсии помещают в сешильный шкаф в горизонтальном положении и высушивают при 50-60оС, тщательно оберегая от пыли. Тотчас после сушки, пока пластинка ещё не успела остыть, приступают к печати. Диапозитив рекомендуется предварительно нагреть до температуры пластинки. Сложенные вместе диапозитив и пластинку выставляют на яркий свет. При лампе мощностью 1000Вт на расстоянии 30-40 см при средней плотности диапозитива экспонирование длится приблизительно 5-6 мин. Изображение на пластинке после печати должно быть едва заметно. Экспонированную пластинку подвергают сухому проявлению при помощи надглазурной керамической краски, смешанной с флюсом. Флюсами, или плавнями, в керамическом производстве называются вещества, способствующие цементированию краски и спеканию её с глазурованной поверхностью керамического изделия. В качестве флюсов применяют: полевой шпат, мел, доломит, толчёное стекло и др. Краску измельчают до состояния пудры, а затем просеивают через мелкое сито. Хорошие результаты даёт чёрная надглазурная керамическая краска номер 1021 с керамическим флюсом номер 6. Для получения коричневого тона изображения к указанной краске примешивают надглазурный керамический пурпур из расчёта 4-6г пурпура на 100г краски. Проявление заключается в запудривании экспонированного слоя пластинки мягкой беличей кистью круговыми движениями до появления изображения требуемой плотности. При перепечатке изображение после запудривания получается белым, а при недопечатке - плотным. Работать следует в сухом полмещении при температуре 19-20°C. Проявленную пластинку для закрепления краски обливают коллодийным раствором.
Слой этого раствора быстро высыхает, после чего его подрезают скальпелем или лезвием бритвы по границам нужного кадра. Следующая операция заключается в отделении слоя от стекла. Для этого пластинку с изображением погружают слоем вверх в щелочной раствор.
Раствор предварительно охлаждают до комнатной температуры. Как только слой начинает отставать от стекла, пластинку осторожно извлекают из раствора, придерживая плёнку за края, и промывают под очень слобой струей воды в течение нескольких секунд. Поверхность керамического изделия тщательно протирают ватным тампоном, смоченным в обезжиривающем растворе, а затем промывают под сильной струёй воды, протирая чистой ватой. Для переноса изображения керамическое изделие погружают в ванну с чистой водой.Туда же переносят и пластинку с изображением, предварительно перевернув ее на поверхность воды, лёгкими колебательными движениями заставляют слой отделиться от пластинки и лечь на поверхность изделия. После этого изделие извлекают из воды, лёгкими прикосновениями расправляют плёнку с изображением и ставят изделие для просушки в сухом, свободном от пыли помещении. Заключительной операцией является обжиг. Изделие помещают в муфельную печь и в течение 1,5-2 ч выдерживают при температуре, указанной в характеристике плавки данной керамической краски. Температура эта для различных красок колеблется от 700 до 800°C. По окончании обжига печь выключают, а изделию дают постепенно остыть в течение 5-6 ч, не вынимая из печи и не открывая её. Все операции можно выполнять при слабом электрическом освещении. |
|
|